Финансовая грамотность для детей

Финансовая грамотность

Я — отец двух дочерей: старшей 12 лет, а младшей — 6. Уже несколько лет мы вместе со старшей дочерью изучаем основы финансовой грамотности, а теперь начали делать первые шаги и с младшей.

Так, мы читаем книги, обсуждаем деньги, решаем загадки, играем в мини-тренировки — все это помогает детям постепенно погружаться в мир финансов. Мы вместе учимся, как правильно обращаться с деньгами: сохранять, приумножать и не тратить их просто так.

Я записал серию видео, в которых хочу поделиться своими наработками и мыслями. Возможно, что-то из этого окажется полезным и для вас. Если у вас есть свои идеи — делитесь в комментариях, с удовольствием включу лучшие из них в будущие материалы.

Смотреть видео о финансовой грамотности для детей.

Мы будем двигаться пошагово. Главная цель — помочь детям понять, откуда берутся деньги, как устроен мир финансов и как осознанно управлять личным бюджетом. Ведь нас самих, как правило, этому не учили в детстве. Поэтому мы начнем с самого начала — с истории появления денег.

Как появились деньги

Когда люди только начали выращивать еду и создавать полезные вещи, у каждого был свой навык: кто-то ловил рыбу, кто-то выращивал овощи, кто-то делал глиняные горшки. Каждому человеку были нужны вещи, которых у него не было. Рыбак хотел горшок для супа, а мастер по керамике — рыбу на ужин. Так в обществе возник обмен.

Со временем, когда людей становилось больше, обмен начал происходить на рынках. Например: «У меня есть 5 яблок. Кто обменяет на хлеб?» Если кто-то соглашался — происходил обмен. Но если никто не хотел яблок, человек оставался ни с чем. Так появилась идея универсального средства обмена — денег.

Что было до монет

Первыми деньгами служили:

  • редкие камни и ракушки,
  • соль,
  • кусочки металлов.

Дети, кстати, могут вспомнить, как в детстве они «расплачивались» листиками, камушками или ракушками. Это и есть прообраз денег. Однако у всех этих вещей были минусы:

  • камушки теряли редкость,
  • ракушки ломались,
  • соль таяла,
  • металл был неудобен в использовании.

От монет к бумаге

Позже появились монеты — металлические кружочки с печатями или изображениями правителей. Это было удобно: они не портились, их легко было носить с собой.

Но если нужно было купить что-то крупное, например лошадь, приходилось тащить мешок монет. Тогда появились купюры: легкие, удобные, помещались в карман. Первые бумажные деньги были изобретены в Китае более 1000 лет назад. На них тоже ставили печати, подтверждающие ценность.

Небольшие загадки для детей

Проверьте, сможете ли вы (или ребенок) отгадать:

  1.  

Круглая, звонкая, светит как солнце,
В кармане живет, за хлеб запоет.

  1.  

Я не письмо, но я с печатями.
Я не книга, но с портретами.
Я тонкая, как листок,
А ценнее — как мешок.

(Ответы: монета и купюра.)

Вопросы для семейного обсуждения

Родителям будет полезно обсудить с ребенком:

  • Представь, что у тебя яблоко, а у друга — игрушечная машина. Обменяешься? Почему?
  • Что дома есть в избытке, чем можно обменяться, если вдруг исчезнут деньги?
  • Бывало ли, что ты обменивал дорогую игрушку на что-то дешевое? Как это произошло?

Например, у нас с дочкой недавно уродилось много огурцов в теплице. К нам зашел сосед, и мы предложили ему один. Он так обрадовался: «Настоящий, с грядки? А можно я его с собой возьму?»
Так мы поняли: то, что у нас в избытке, может быть ценно для других.

Что дальше

Это содержание первого видео из серии. О чем поговорим в следующих:

  • Что такое деньги сегодня?
  • Как появляются доходы и расходы?
  • Что такое сбережения и зачем они нужны?
Оцените статью
Кравцов Александр
Добавить комментарий